Марчелло Мастроянни / Marcello Mastroianni

С Марчелло Мастроянни Феллини сходится во многом благодаря жене. В юности Марчелло и Джульетта учились в одном университете и играли в одном театре. По словам Феллини, поначалу его собственный жизненный путь пересекался с путём Мастроянни большей частью в ресторанах: «Чувствую естественную симпатию к людям с хорошим аппетитом. Всегда понятно, видишь ты перед собою просто обжору или человека, который получает от еды истинное наслаждение».

На рубеже пятидесятых-шестидесятых, собираясь снимать «Сладкую жизнь», Феллини ищет исполнителя главной роли. Ему нужен тот, кто сыграет журналиста, интеллектуала и гедониста в одном лице. Продюсеры предлагают режиссёру популярного американского актёра Пола Ньюмана, однако Феллини видит героя совсем другим и отказывается, он хочет «лицо обычное, лишённое характерности и особого выражения».

В то время Мастроянни 35 лет, и он довольно известный в Италии актёр театра и кино. Помимо простых типажей (вроде молодого рабочего), сыгранных в послевоенные годы, на его счету уже есть и более тонкие, ироничные образы – в частности, главная роль в «Белых ночах» Висконти (экранизации Достоевского). Феллини видит в Мастроянни идеального героя «Сладкой жизни» и звонит ему с предложением. Так начинаются многолетнее партнёрство и дружба двух великих творцов кинематографа.

Феллини покорён органичностью Марчелло, его чуткостью, удивительным взаимопониманием, которое между ними раз и навсегда устанавливается. Этот человек делает как раз то, что Феллини ценит в актёрах – отталкивается от образа, а не от сюжета, интересуется не действием, а характером, играет то, что нужно, почти не зная дальнейшего сценария или даже таковым не интересуясь. Мастроянни становится, пожалуй, единственным, кто на съёмочной площадке способен понимать маэстро с полуслова.

«Сладкая жизнь» приносит Мастроянни всенародную известность. Отныне он один из самых востребованных актёров, и в начале 60-х фильмы с его участием неизменно становятся шедеврами («Брак по-итальянски», «Развод по-итальянски», «Вчера, сегодня, завтра»). В их числе вторая совместная с Феллини работа – «Восемь с половиной». Марчелло исполняет роль режиссёра Гвидо, что весьма близко к тому, чтобы сыграть самого Федерико. Недаром закрепляется представление о Мастроянни как об альтер-эго Феллини. Вместе они снимут ещё множество художественных и документальных фильмов.

Их дружба проявляется по-разному. Именно от Мастроянни режиссёр подхватывает увлечение автомобилями, и какое-то время, по признанию Феллини, между ними идёт своеобразное соревнование, кто купит лучшее авто. Другие общие черты – любовь к вкусной еде и красивым женщинам. Марчелло переживает множество романов с известными актрисами и вообще крайне популярен у противоположного пола, поклонницы самых разных возрастов постоянно приезжают к его вилле.

Мастроянни регулярно находится в ближайшем сопровождении Маэстро во время торжественных церемоний: на церемонии Кинообщества Линкольновского центра в Нью-Йорке в 1985 году, на вручении Феллини почётного «Оскара» в 1993. Ведь самое главное, что роднит их между собой – фанатичная преданность творчеству и кинематографу. Мастроянни полностью отдаётся любимому делу. Мечтая сыграть своего кумира Фреда Астера в феллиниевском фильме «Джинджер и Фред», Мастроянни идёт на настоящие жертвы. Он сбрасывает лишний вес и разрешает выбрить себе на голове искусственные залысины, которые затем долго не отрастают. В результате актёр много месяцев носит шляпу, что вызывает со стороны режиссёра дружеские насмешки.

И эпохе Марчелло Мастроянни суждено ненамного пережить эпоху Федерико Феллини. В 1996 году, после нескольких месяцев борьбы (продолжая всё это время играть в театре и кино), актёр умирает от рака поджелудочной железы.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.